Знаменитые города искусств. Равенна. Сант Аполлинарио ин Классе
Перевод А. Васильевой (специально для ПОРТАЛ-СЛОВО.RU)
Юстиниан. Мозаика базилики Сант Аполлинарио Нуово
Эпоха Юстиниана: Сант Аполлинарио ин Классе
К 540 году, когда в Равенне обосновались византийцы, город уже находился в состоянии полного художественного расцвета, начавшегося еще при Теодорихе. Одним из главных «виновников» архитектурно-художественного подъема в это время был богатый равеннский именитый житель банкир Юлиан. Поддерживаемый архиепископом Экклесием, этот предприимчивый человек осуществил постройку церкви Сан Витале (между 526 и 534 гг.) и грандиозной базилики Сант Аполлинаре ин Классе (между 534 и 538 гг.), а также украсил превосходными мозаиками стены капеллы архиепископского дворца. Надо сказать, чтони одно из этих зданий еще не было полностью закончено к 540 году, что дало возможность византийскому императору Юстиниану принять на себя дальнейшее руководство работами по возведению храмов, а заодно и создать себе доброе имясреди жителей завоеванной им столицы.
Император Юстиниан, прославившийся прежде всего как великий возводитель культовых и светских сооружений, находился в ту пору в самом разгаре своей строительной деятельности. В 537 г. он закончил в Константинополе строительство великойСвятой Софии, а незадолго до нее - базилик святой Ирины и святых Сергия и Вакха. В то же время он работал над созданием церкви Святых Апостолов.
Можно сказать, что во всех больших городах своей империи - в Салониках, в Антиохии, в Иерусалиме, а также в самых удаленных местах Синая, на высоких плато Тунисии и Алжира, на берегах Данубы и Евфрата он соорудил бесчисленное количество светских и культовых зданий, водоемов и акведуков, госпиталей и крепостей, церквей и дворцов, радея о прославлении своего имени даже в самых небольших уголках своей обширной империи. Поэтому совсем не удивительно, что в древнем городе Галлы Плацидии и Теодориха новый император с большим рвением принялся за осуществление культовых построек, несомненно, желая превзойти славу былых властителей. К большой удаче Юстиниана в Равенне он встретил нужных ему людей, которые могли помочь осуществить его замыслы. Это были вышеупомянутый банкир Юлиан и архиепископ Максимилиан. Под их руководством было завершено строительство базилик Сан Витале и Сант Аполлинаре ин Классе, освященых в 547 и 549 гг., в 545 г. была торжественно освящена церковь Сен-Мишель ин Аффричиско, другая постройка Юлиана, а несколько позднее были закончены работы в базилике Сант Аполлинаре Нуово архиепископом Агнеллом (558 г.), украшена мозаиками апсида церкви святой Агаты и завершена декорация архиепископской капеллы.
Базилика Сант Аполлинарио ин Классе
Деятельность такого колоссального размаха действительно должна былаоставить о себе в Равенне долгую память. Много веков спустя легенда еще хранила память о великом императоре и неутомимом прелате, который, по словам хроники, «сумел сделать больше, чем все его предшественники». Народное воображение, наложившее на исторические реалии свои живописные узоры, связывало с именем архиепископа ряд чудесных историй. Надо заметить, что в этих рассказах, описывающих путешествия епископа по странам Востока и его отношения с византийским императором, не без некоторого легкомыслия по отношению к духовному званию главного персонажа, отдано больше честиостроумному и изобретательному уму Максимилиана, нежели благодати его епископского сана. То, на чтоне скупились ловкие равеннские сказители - такэто наобильные похвалы максимилиановым постройкам. В каких только выражениях они не описывали драгоценные камни, которыми были выложены некогда стены Сант Аполлинаре ин Классе, и которые так прекрасно сияли при восходе и закате солнца, роскошь мозаик церкви Сан Витале, необычное своеобразиеее плана и, конечно, те фантастические суммы, которые были на них потрачены. «Нигде в Италии, - повествует летописец, - нет церкви, которая могла бы сравниться с ними красотою и мастерством постройки». В самом деле, в наши дни, как это было и прежде, среди всех достопримечательностейгорода Равенны Сант Аполлинаре ин Классе, и в особенности Сан Витале, являются наиболее прекрасными.
С тех пор как пожар 1823 года уничтожил в Риме базилику святого Павла за стенами, а неумелая реставрация изменила ее первоначальный архитектурныйвид, церковь Сант Аполлинаре ин Классе представляет собой наиболее яркий тип раннехристианской базилики в ее изначальном виде. Как и во всех культовых сооружениях этого времени, внешний вид этого храма с его аскетичными голымистенами, семигранной апсидой и двойным рядом украшающих стены слепых аркад представляет собой довольно суровое зрелище. Тем не менее экстерьер базилики не лишен и живописности, создающейся за счет пристроенной к зданию в IX веке высокой круглой кампанилы и особенно благодаряокружающему здание пейзажу, исполненному глубокой и печальной красоты. Это дикая необитаемая пустыня, среди которой высится одинокая базилика.
![Интерьер базилики Сант Апполинарио ин Классе](/images/art/Untitled33.jpg)
Интерьер базилики Сант Апполинарио ин Классе
Интерьер храма до сих пор производит необыкновенное впечатление. Несмотря на то, что в XV веке памятник потерял свое роскошное мраморное облачение, которое Сигизмунд Малатеста[1] снял, чтобы украсить храм Римини[2], и несмотря на его частичную реставрацию в последующие века, длинные ряды мраморных колонн храма, его большие сводчатые окна, освещающие главный неф, его брусчатые потолки, полукруглые хоры, на которые взбираются по широкой лестнице, украшающие апсиду и триумфальную арку богатые мозаики, создают впечатление мощного и сдержанного величия. Кажется, будто вся древняя история Равенны оживает под сводами этих пустынных нефов. В стоящих вдоль стен старинных саркофагах были погребены все выдающиеся архиепископы города - Мавр, Репарат, Феликс и многие другие епископы, без передыха боровшиеся за независимость своей церкви против папской власти. Здесь же лежат и останки знаменитого отступникаепископа Феодора, подчинившегося Риму. Еще одной важной достопримечательностью храма является находящийся в одном из его боковых приделов[3] балдахин, или киворий, произведение начала IX века, один из прекрасно сохранившихся памятников итало-византийского стиля. Однако самую ценную часть внутреннего убранства базилики Сант Аполлинаре ин Классе представляют собой ее мозаики, которые можно считать также последними и наиболее значительными и интересными произведениями искусства города Равенны.
![Мозаики апсиды базилики Сант Апполинарио ин Классе](/images/art/Untitled34.jpg)
Мозаики апсиды базилики Сант Апполинарио ин Классе
В глубине апсиды базилики изображен большой процветший крест, заключенный в усыпанный золотыми звездами медальон. На пересечении его перекладинпомещено подгрудное изображение Христа, а с четырех его сторон помещены словесные символические обозначения Спасителя. Вверху креста читается слово ICQUS, внизу - слова Salus mundi, справа и слева - буквы A и W. По обеим сторонам медальона на облаках изображены две задрапированные фигуры в белом, обозначенные надписями как Моисей и Илия, а внизу композиции представлены три агнца, поднимающих головы ко кресту. В нижней части апсиды изображен созерцающий крест с воздетыми руками святой Аполлинарий. Он окружен двенадцатью агнцами, стоящими на зеленой лужайке, усеянной цветами, кипарисами, соснами и полной различных птиц. Верхняя часть композиции, согласно устоявшемуся в среде ученых мнению, трактуется как Преображение: образы креста и трех агнцев понимаются как символические изображение Христа и трех апостолов - Петра, Иакова и Иоанна. Таким образом, в самом расцвете VI века в церкви Сант Аполлинаре ин Классе осуществлена последняя, оригинальнаяпопытка возврата к древнему христианскому символизму, который здесь не имеет ничего общего с наивными аллегориями римских катакомб.
![Святой Аполлинарий. Мозаика базилики Сант Аполлинарио ин Классе](/images/art/Untitled35.jpg)
Святой Аполлинарий. Мозаика базилики Сант Аполлинарио ин Классе
Довольно сложно уяснить себе общий смысл этой композиции. Агнцев, окружающих святого, можно трактовать и как апостолов, и как стадо верных. Не совсем понятна роль в данном контексте самого святого Аполлинария, единственной реальной фигуры среди стольких символов. Существует мнение, что художник хотел изобразить небесное видение, открывшееся святому покровителю Равенны, также в среде исследователей кто-то высказал интересное предположение, что изображенный в конхе апсидыпейзаж представляет вид знаменитого равеннского Соснового бора. Как бы то ни было, то, что особенно примечательно в этой композиции - это смешение в ее рамках мистического символизма с исторической реальностью. Золотой фон, на котором разворачивается действие, употребление перламутра в мозаиках свидетельствует том, что эта декорация принадлежит времени Юстиниана. Более чем интересно встретить здесь пережиток древнехристианских влияний, свидетельствующих о весьма удачной попытке отхода от уже торжествующей исторической школы.
![Двенадцать апостолов. Фрагмент. Мозаика базилики Сант Аполлинарио ин Классе](/images/art/Untitled36.jpg)
Двенадцать апостолов. Фрагмент. Мозаика базилики Сант Аполлинарио ин Классе
Мозаика конхи апсиды базилики Сант Аполлинаре ин Классе. Фрагмент
![Мозаика конхи апсиды базилики Сант Аполлинаре ин Классе. Фрагмент](/images/art/Untitled38.jpg)
Мозаика конхи апсиды базилики Сант Аполлинаре ин Классе. Фрагмент
Если мозаики апсиды базилики Сант Аполлинаре ин Классе всецело относятся к VI веку, то остальная часть мозаичного убранства датируется более поздним, VII веком. К ней принадлежит декорация триумфальной арки, представляющая две процессии агнцев, выходящих из Иерусалима и Вифлеема и поднимающихся к окруженному символами евангелистов медальону с изображением Христа, а также еще ряд изображений - занимающие пяты сводов арки большие фигуры архангелов, держащих лабарум[4], сильно реставрированные портреты епископов, расположенные в межоконных интервалах по окружности хоров, и две композиции на боковых стенах. В этих произведениях узнается очевидная и весьма посредственная имитация прекрасной декорации церкви Сан Витале. К образцам последней восходят изображения Христа и евангелистов, образы священных городов, из которых выходят агнцы и архангелы, а также сцена, в которой мозаичист совместил три мистические жертвы - Авеля, Мелхиседека и Авраама. Некоторые мотивы декорации церкви Сан Витале повлияли и на интересную, но сильно разрушенную историческую композицию, где представлен император Константин IV, вручающий епископу Репарату привилегии, освобождающие равеннскую церковь от римского владычества. Зрителю, знакомому с мозаиками базилики Сан Витале, нетрудно заметить, что во всех этих композициях художник не выступал новатором, а удовлетворялся простой компановкой разрозненных элементов созданной за два года до того декорации, служившей ему моделью. Вся эта более поздняя часть мозаичного убранства церкви Сант Аполлинаре ин Классе, располагающиеся рядом с прекрасными, художественно совершенными мозаиками ее апсиды, свидетельствует о глубоком упадке, к которому пришло христианское искусство в VII веке.
Жертвоприношение Мельхиседека. Мозаика базилики Сант Аполлинарио ин Классе
![Константин IV и архиепископ Репаратус. Мозаика базилики Сант Аполлинарио ин Классе](/images/art/Untitled3100.jpg)
Константин IV и архиепископ Репаратус. Мозаика базилики Сант Аполлинарио ин Классе
![Саркофаг базилики Сант Аполлинарио ин Классе](/images/art/Untitled3110.jpg)
Саркофаг базилики Сант Аполлинарио ин Классе
[1] Сигизмундо Малатеста (1432-1467), тиран Римини
[3] Киворий возвышается над престолом в приделе, освященном в честь святого Элеокадия.
[4] Лабарум – изначально знамя, которое несли впереди древнеримских императоров, с изображением орла на нем как знака верховной власти. Представлял собой длинную пику с пересекающей ее под прямыми углами материей. Позднее вошел в христианскую иконографию.