Русский язык
"Не словом, ниже языком, но делом и истиною"
Об Александре Федоровиче Гильфердинге
XIX век в истории русской филологии дал не одно поколение ярких, самобытных ученых, чья исследовательская деятельность не ограничивалась только книжной академической карьерой, а была насыщена подлинными открытиями, добытыми в путешествиях по родной стране и за ее пределами. Славянский мир тогда, приходится с сожалением констатировать сейчас, был более тесно связан между собой узами общих традиций, общей веры и корнеслова языка. И непременно каждого талантливого ученого-филолога, особенно в России, в начале жизненного пути и много позднее сопровождала славянская стихия, в коей черпали они редкие образцы народного творчества, этнографии, диалектологии. >>
Языкознание – наука естественная или гуманитарная (исторический аспект
По мере развития лингвистических знаний язык как предмет научного исследования трактовался по-разному. Сложность строения языка и разнообразные функции, которые он выполняет в человеческом обществе позволяют рассматривать язык с разных точек зрения, формирующих различные направления в лингвистике. Разные направления в лингвистике по-разному отвечали на вопрос о том, является ли языкознание естественной наукой или гуманитарной. >>
Е. Д. Поливанов — известный и неизвестный
По страницам работ и архивных материалов
Судьба Е.Д.Поливанова очень трагическая, хотя, как приходится теперь говорить, типична для многих представителей поколения 1910–1920-х гг. С начала 1930-х гг. труды ученого перестают издаваться на Родине, он все более и более начинает подвергаться несправедливой, безосновательной критике. >>
Индоевропейские языки: языковая семья или языковой союз?
Наука, изучающая человеческий язык (лингвистика), бывает разной, поскольку она представлена различными направлениями и научными школами. Это понятно, поскольку сложный объект научного исследования предполагает различные точки зрения, выбирая какую-то одну характерную особенность языка, мы, естественно, оставляем без внимания другие его аспекты. В рамках каждого научного направления предпринимается попытка создания общей теории языка, то есть предлагается ответ на вопрос о том, что такое язык, как он развивается, как можно классифицировать языки мира и т.п. >>
«Не приведи Бог видеть русский бунт …»
Слово «Бог» в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
«Бог» в «Капитанской дочке» - сила действующая, могущая направить поступки героев, определить оценки; эта сила, однако, учтена нами лишь тогда, когда она присутствует в тексте пушкинского шедевра. Начнем с того, что слово «бог», а также другие названия Бога (господь, владыка и др.), по нашим подсчетам, упоминаются в небольшой повести 137 раз. >>
Типологическая классификация языков мира
Классификация языков с точки зрения строения слова
Эпоха великих географических открытий дала возможность европейским лингвистам расширить круг исследуемых языков за счет неизвестных до этого науке языков: азиатских, африканских, американских, а затем австралийских и полинезийских. Европейские лингвисты, работы которых сводились к описанию классических языков (древнегреческого и латыни), стали впервые сравнивать различные языки между собой. В конце XIX – в начале XX века стали создаваться сводные словари всех известных науке того времени языков мира. >>
Роль метафоры в научных лингвистических текстах
Метафора как важнейшее средство художественной выразительности встречается в любых типах текстов: от поэтических произведений до бытовой разговорной речи, при этом Метафора «оживляет» текст, придает яркий колорит, образность, индивидуальность. Метафора активно используется как инструмент называния и описания понятий практически в любой сфере человеческой деятельности, в том числе и в науке. Более того, появление метафоры в научном сочинении не является случайностью, метафора лежит в основе формирования не только нового термина (а значит, и понятия), но новой научной теории, являясь инструментом добычи нового знания.
>>
1 - 10 из 195
Начало | Пред. |
1
2
3
4
5
|
След. |
Конец
|