Литургика
Проблемы и задачи российской литургики
Доклад на конференции "Православное богословие на пороге третьего тысячелетия" (Москва, февраль 2000)
Ю. И. Рубан, канд. ист. наук
Известный летописный рассказ о направлении Киевским князем Владимиром Святым в страны Востока и Запада особого посольства с целью «испытания вер» и выбора «лучшей» из них носит ярко выраженный литургико-эстетический характер. Не обладавшие богословским образованием послы говорили не о догматах и вероучении, а о красоте богослужения. Так благолепие богослужения Великой Церкви (как называли византийцы храм Святой Софии) определило «выбор веры», и Русь вошла в регион христианских стран византийской литургической традиции.
>>
Слово «На Введение во храм Пресвятой Богородицы»
Бог рождается от Непорочной и Святой Девы или, лучше, от Всепречистой и Всесвятой. Сия Дева не только выше всякого плотского осквернения, но даже выше и всяких нечистых помыслов, и зачатие Ее обусловливалось не похотением плоти, а осенением Пресвятого Духа.
>>
Евхаристический канон
свящ. Михаил Асмус
Каждый христианин обязан знать содержание Евхаристической молитвы и понимать значение возгласов. Об этом беспокоится уже св. ап. Павел: он увещевает тех, кто имеет дар говорения на языках, благодарить на понятном для окружающих языке, чтобы те могли осмысленно ответить Аминь (1 Кор. 14: 16). С христианизацией империи естественным образом стала увеличиваться дистанция между клиром и народом, к концу IV века на христианском Востоке появились алтарные завесы, и многие священники стали произносить анафору про себя.
>>
Соединение несоединимого
свящ. Михаил Асмус
На переднем плане богословской мысли прп. Романа Сладкопевца оказалась тайна соединения несоединимого: Бог становится человеком, Творец соединяется с Собственным творением, Царь мироздания приходит в «виде раба». Эти и подобные им антиномии, то есть противоречия законам логики, становятся главным поэтическим принципом кондаков, посвященных Христу.
>>
Цари против тиранов
свящ. Михаил Асмус
Наше христианство обязано одному событию начала IV века, повернувшему всемирную историю. Это – явление образа Креста императору Константину Великому: «Сим (т.е. этим Крестом) победишь!». С этого момента Римская империя и все ее преемники отсчитывают свою христианскую историю, а Крест – орудие казни и символ позора – становится орудием спасения и символом победы для огромных государств и целых народов. Не будь этого чуда, мать победителя, святая царица Елена, не тратила бы сил на поиски Креста Господня. И мы не отмечали бы 14 / 27 сентября как Воздвижение (т.е. поднятие) Честного и Животворящего Креста Господня.
>>
Свет вечерний и Свет Невечерний
свящ. Михаил Асмус
Богослужение Христовой церкви, пришедшей на смену церкви Ветхозаветной, восприняло лучшие элементы иудейского богопочитания, в частности, освящение начала и конца дня общественной молитвой.
>>
Ектения. Приглашение к молитве
свящ. Михаил Асмус
Если непосредственно, по-детски взирать на богослужебное действо из храма, может показаться, что, несмотря на свое подчиненное положение, диакон занимает отнюдь не менее значимое место, чем священник. Диакон постоянно появляется на солее; диакон совершает каждение; весь ход богослужения регулируется разнообразными диаконскими «сигналами»: Востаните! – «Встаньте!», Прóсти! – «Стойте прямо!», Вóнмем! – «Будем внимательны!» и т.п.
>>
Мы и херувимы
свящ. Михаил Асмус
В трех известных нам песнопениях Великого входа так или иначе упоминается служение ангельских сил – Херувимов и Серафимов – своему Царю и Богу, которое предстало в видении пророку Исаии как стояние вокруг Него, словно телохранителей на страже своего господина, и возглашение таинственного ангельского восклицания: Свят, свят, свят Господь Саваоф! Исполнь вся земля славы Его!
>>
1 - 10 из 76
Начало | Пред. |
1
2
3
4
5
|
След. |
Конец