Рабство в Древнем Риме
Деловая игра с элементами ретроспективности
Вопросы для заключительной беседы:
1. Что могло в имении удивить египетского землевладельца?
2. Какую работу выполняли рабы в сельском хозяйстве?
3. Что бы ответил управляющий, если бы мы посоветовали ему запрячь волов в давильне для нажима на пресс?
4.Почему больных рабов отвозили на остров?
5.Какие группы рабов, возможно, были в имении?
Остановка 3. С большим трудом ребята из группы 3 получили разрешение сенатора осмотреть
3 группа: Узкой тропкой мы прошли на гору, спустились по крутым ступенькам крутого откоса и оказались в провале. Здесь нас поглотила темнота и, казалось, что мы сошли в царство мертвых. Нас встретил управляющий, который указал нам на отверстия в скалах. Это были входы в рудничные галереи. Мы вошли в один из них. Там сидел надсмотрщик с остроконечной палкой в руках, которой он погонял копошащиеся в темноте фигуры. Надсмотрщик объяснил нам, что внизу нет размаха для бича и поэтому приходится пользоваться палкой.
При свете факелов мы увидели людей, которые лежа на спине били над собой скалу, занося молот вбок, откалывали куски горной породы. Рабы день и ночь выносили на плечах эти куски и передавали друг другу. Свет видят только те, кто работает в верхних рядах. Ни на ком клочка одежды, одни только цепи на ногах. Встречаясь с нами, они жались к стенам и жмурились. Свет наших факелов причинял им боль.
Наверху обрабатывали руду несколько рабов. Они ее дробили, выделяя богатые металлом части. Толкли их они в каменных ступах и толкли в специальных мельницах, которые вращали пятеро рабов, закованных в цепи. Здесь рабы, совершившие тяжкие преступления, те, кому заменена была смертная казнь, те, которые убегали или устраивали восстания.
Вопросы для заключительной беседы:
1.В каких странах древнего мира применялся труд рабов на рудниках?
2.Почему смертную казнь заменяли рудниками?
3.Сравните труд на рудниках с другими работами рабов.
Остановка 4. Группа учащихся №4 прибывает в Колизей. На доске появляется слайд с изображением Колизея.
4 группа: Мы подходим к величественному зданию, которое получило название Колоссеум. Это огромный амфитеатр, открытое сооружение для зрелищ. Места для зрителей располагались вокруг арены - усыпанной песком площадки, и повышались вверх ступенями.( см. меловую схему амфитеатра). Колизей вмещал в себя 50 тыс. Римских граждан. Женщины занимали верхний деревянный ярус. Всего было 4 яруса. Сегодня сохранилось только 3 из них. В Колизее проходили зрелища - гладиаторские бои.
Ученик А: рассказывает о гладиаторах, их школе, о тренировках, и о двух друзьях - Деметрии и Милоне, которым предстоит сражаться друг с другом.
Ученик Б: Красочно описывает сам бой, порядок состязаний, зрителей и их реакцию на происходящее. Рыбак и рыба - это Деметрий и Милон.
Вопросы для заключительной беседы:
1. Почему именно в Риме возникли гладиаторские бои?
2. Что общего между рудниками и гладиаторскими боями? Почему непослушных рабов пугали именно рудниками и гладиаторскими школами?
3.Цицерон считал, что никто с такой силой не учит презрению к смерти и боли, как гладиаторы. Согласны ли вы с ним?
4.Какие качества воспитывали гладиаторские игры в детях, которые приходили вместе с родителями на зрелища?
Остановка 5. Учащиеся группы 5 попадают в дом богатого римлянина. Они знакомятся с жизнью рабов в доме Гнея Станиена и знакомятся с различными категориями рабов: спальниками, цирюльниками, поварами, лакеями, врачами, учителем, библиотекарем, няньками, слугами.
Ученик А.: Мы остановились перед очень красивым двухэтажным домом. Чтобы попасть в него, мы постучали колотушкой. Через несколько минут дверь, отделанная мозаикой и бронзой, открылась. На пороге стол раб- привратник. Он сообщил нам, что это дом сенатора Гнея Станиена.
Мы вошли в дом и попали в узкий вестибюль. На полу мозаикой было выложено слово приветствия входящего. Через маленькую переднюю мы вошли в зал, хотя это не сразу поняли. Он был больше похож на храм или двор с колоннами. Узорчатый мозаичный пол, тяжелые занавеси вместо дверей, четыре колонны посередине. Привратник нам объяснил, что это помещение называется атриум- главное помещение дома, где хозяин принимает посетителей, иногда незнатных гостей, приходящих в дом. Крыша покрывала только пространство у стен, а посередине оставался большой просвет, над которым голубело небо, отражаясь в неглубоком бассейне. Обрамляли его четыре колонны по углам. Во время дождя вода с крыши стекала в водоем. Стены атрия украшали фрески. Пурпурные занавеси отодвинуты, и за ними виднеются комнаты.
Ученик Б: Обстановка дома нам не привычна. Повсюду виднелись бюсты предков господина. Дом украшали изображения богов - хранителей дома. Они назывались ларами. У стены на самом видном месте стоял деревянный сундук, украшенный бронзовыми и железными полосами и прикрепленный скобами к каменной плите так прочно, что никакому грабителю не удалось бы его сдвинуть с места. В нем обычно хранили деньги. Ходить посередине помещений запрещалось. В таблине - кабинете хозяина хранили документы. На полу таблина мозаикой выложен цветущий луг, на котором среди ярких цветов ласточки и бабочки. Стул с удобно изогнутой спинкой, скамьи. Вот и шкаф с бумагами. На стенах изображения сражений. По другую сторону таблина виднелся фонтан.
Ученик В: Большую часть времени хозяин и его семья проводят в другой половине дома - перистиле. Для рабов отдельные узкие коридоры, чтобы они не пересекались с хозяевами. По своей структуре перистиль напоминал атриум, однако, здесь царил яркий дневной свет, проникавший через большое отверстие в потолке, углубленный участок пола превращался в декоративный садик, в котором стояли красивые мраморные скамьи для отдыха, а в центре этого садика находился украшенный скульптурой фонтанчик. Жилые комнаты были отделены от садика лишь занавесями. Из коридора можно попасть и в триклиний - столовую. У Станиена их было две: летняя на северной стороне дома, куда не было доступа солнцу, и зимняя - открытая солнечным лучам. На втором этаже находились зимние спальни и мастерские.
Ученик Г: По узкому коридору, предназначенному для рабов, мы подошли к помещению, где жили сами рабы. Это была длинная низкая комната. Здесь не было красивых мозаик, а были облезлые стены, деревянные нары, покрытые соломой. В помещении тяжелый воздух, а рассчитано оно на 50 рабов. Все рабы делятся на несколько групп. Одни - образованные и с профессиями, обслуживают самого сенатора его жену и детей. Их положение гораздо лучше всех остальных, они имеют свободное время, когда не заняты обязанностями. Например, библиотекарь Клеон. Он грамотен, увлечен литературой, сам пишет комедии. В его обязанности входит переписка книг, содержание их в порядке и занятие с сыном хозяина. Единственное, что плохо - скучает Клеон по своей родной Греции. Другая часть рабов без профессии занимается уборкой помещений и сада. Последним управляет раб- садовник. Тяжелая работа и на кухне.
Вопросы для заключительной беседы:
1.Как вы считаете, где жилось рабам лучше - в имении или доме римлянина?
2.Какие категории рабов существовали в римском доме?
3.Считаете ли вы справедливым римский закон, по которому после убийства господина казни подлежали все рабы, находящиеся в его доме?
Остановка 6: Ребята 6 группы направляются в ремесленную мастерскую в Риме.
Ученик А: Мы оказались на шумной римской улице. За встречным богачом шел раб, он называл ему имена проходящих людей. При встрече с нами раб растерялся: он знал весь Рим наизусть. Лавки были открыты, и о наличии товара можно было узнать из рисунках на дверях и косяках домов. Мы остановились около вывески, на которой был изображен мул с мельницей.
Ученик Б: Войдя в лавку, мы увидели мальчика, который выкладывал на прилавок пирожные и крендели. Недалеко от него стоял человек, следивший за его работой. Мы подошли к нему и поинтересовались, где можно было найти хозяина лавки. Оказалось, что он и есть ее хозяин. История его такова. Два года назад Клиний (так его звали) был продан в рабство богатому римлянину Марку Фульвию, у которого в доме была пекарня. Так Клиний стал пекарем. За усердие хозяин отпустил Клиния на волю, но с условием, что тот откроет пекарню и будет ему давать проценты с дохода. Однако старый хозяин все время требует новых платежей. Тоже самое и с владельцами кожевенной и оружейной мастерскими, владельцы которых отпущенники Марка Фульвия.
Ученик В: Нам разрешили посмотреть, как работают рабы на пекарне Клиния. Нас сразу же обдало нестерпимым жаром. В комнате стоял туман от мучной пыли, носившихся вокруг нескольких ручных мельниц, которые вертели не откормленные мулы, как было изображено на вывеске, а заморенные ослы да исхудалые рабы. Свет лился от щелей потолка и топок печей. Одежда прилипала к спине. Обнаженные люди засыпали среди этого жара и тумана зерно в воронки, гоняли ослов, выбирали муку, месили тесто, формировали и подносили пекарям разнообразные булочки. Мучная пыль разъедала глаза. Работали и ночью, так как хлеб нужен круглые сутки.
Вопросы для заключительной беседы:
1.Почему отправить раба в пекарню считалось тяжким наказанием?
2.Почему так поступил Марк Фульвий, отпуская своих рабов хозяйничать в мастерские?
3.Насколько в Риме было распространено вольноотпущенничество?
4.Назовите всех, кто работал в пекарне и каково было их положение?
В итоге урока учитель с учащимися повторяет отрасли хозяйства, где использовался рабский труд. Заполняется схема "Рынок рабов".
РЫНОК РАБОВ:
Сельское хозяйство
Рудники
Гладиаторские бои
Ремесленное производство
Работа прислуги (слуг)
Вопросы для итоговой беседы:
1.Что было общего, с точки зрения римлян, между рабом, волом и плугом?
2.Почему рабы были всегда разных национальностей?
3.В каких отраслях хозяйства рабский труд имел наибольшее распространение?
4.Прав ли был сенатор, говоря о римском обществе как о самом справедливом и совершенном, в котором рабов не следует брать в расчет?
Домашнее задание: напишите сочинение о применение рабского труда в какой-либо области от имени богатого аристократа, римского торговца, свободного гражданина или крестьянина.
Страница
2 - 2 из 2
Начало
|
Пред.
|
1
2
|
След. | Конец
| Все
© Все права защищены
http://www.portal-slovo.ru