Картон, нитки и немного терпения
Из опыта работы учителя технологии
Преподаватели технологии начальных классов, наверное, согласятся со мной, что уроки трудового обучения из раздела "Работа с тканью и другими волокнистыми материалами" самые трудоемкие по подготовке и самые сложные по проведению. Поэтому многие учителя с неохотой берутся за них. Да и дети не все любят эти уроки, так как они требуют особой усидчивости, аккуратности и терпения. Но учить младших школьников работать с иголкой и нитками необходимо, так как этот вид деятельности способствует развитию сенсоматорики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движения, гибкости, точности выполнения действий. Все это важно для подготовки руки ребенка к письму, к учебной деятельности в школе.
Таким образом, напрашивается вывод о необходимости разнообразить уроки по обработке текстильных материалов так, чтобы и польза от них была, и детям было бы интересно.
По опыту своей работы знаю, что ученики с удовольствием выполняют работы в технике изонити. Изонить или "нитяная графика" - это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердом фоне. Достоинство изонити в том, что выполняется она довольно быстро и аккуратно с первого раза. Техника изонити требует от ученика ловких действий, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность, точность. Работа в технике изонити развивает образное мышление, творческую активность формирует такие качества, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, бережное отношение к труду, прививает любовь к красоте, созданной руками человека.
Изонить как вид искусства впервые появилась в Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. В настоящее время искусство изонити находит широкое применение для украшения изделий и предметов быта, для оформления интерьеров, для выполнения подарков и сувениров (см. фото 1, 2…11). (СМ. материалы к публикации)
А теперь – как мы работаем. Сначала мои ученики пробуют заполнить угол и круг на небольших кусочках картона, а затем переходят к работе с образцами. Я предлагаю им схемы будущих рисунков, выполненные на бумаге из тетради в клетку, и готовые работы других учеников. Дети внимательно рассматривают образец, анализируют его конструктивную структуру, приемы выполнения. После этого они подбирают подходящий по размеру и цвету картон, прикрепляют схему к цветной стороне картона канцелярскими скрепками, делают проколы во всех отмеченных точках (таким образом, схема рисунка переносится на картонную основу), подбирают нитки и приступают к выполнению изонити.
Затем задание усложняется. Ученики сами моделируют предмет или придумывают орнамент на бумаге в клетку (на ней легче выполнять графические работы), самостоятельно выбирают основу и нитки для своего изделия.
В помощь начинающим учителям, а так же педагогам, имеющим небольшой опыт чертежных работ, в качестве образцов хочу предложить схемы для выполнения рисунков в технике изонити, разработанные мною при подготовке к этим урокам, и фотоснимки работ, выполненных учащимися по этим схемам (см. схемы 1, 2…14 и фото к ним).
К некоторым схемам фотоснимки готовых работ не прикладываются для того, чтобы учителя и их ученики могли самостоятельно проанализировать будущие рисунки и подобрать необходимые материалы для выполнения задания (см. схемы 15, 16…25).
Желаю всем успехов в освоении изонити!
© Все права защищены
http://www.portal-slovo.ru