Занятия с застенчивыми детьми
Школа для родителей
УПРАЖНЕНИЯ НА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ РЕЧИ
Многие стеснительные дети, получив возможность самовыражения в игре за ширмой кукольного театра,почти сразу же начинают говорить гораздо вободней и выразительней, чем раньше. Многие, но не все. Сверхзастенчивые дети и за ширмой говорят еле слышно, а о богатстве интонаций в их случае нечего и мечтать. Поэтому им стоит предложить специальные речевые игры и упражнения.
1. "КТО БОЛЬШЕ?" (для детей 7-12 лет)
Надо произнести какое-либо слово или фразу с разными интонациями. Например, коротенькое "дай" можно сказать требовательно, просительно, умоляюще, робко, испуганно, возмущенно, обиженно и т.д. А "здравствуй" - радостно или уныло, удивленно или разочарованно, с любовью, с ненавистью, равнодушно, высокомерно, униженно, презрительно, многообещающе, таинственно и проч. и проч. Уровень сложности этой игры зависит прежде всего от интеллектуального развития ребенка. По наблюдениям многих психологов, современные дети, особенно те, кто воспитывается на комиксах и стереотипных западных фильмах, довольно плохо различают оттенки эмоций. И уж тем более затрудняются их называть. Так что это упражнение будет для них не только раскрепощающим, но и развивающим. Детям старше 10 лет ( а в принципе в эту игру можно играть и подросткам) я бы рекомендовала вкратце обрисовывать и ситуацию, в которой уместна та или иная интонация.
2. "УГАДАЙ, ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ" (для детей 7-12 лет)
Когда игра "Кто больше?" будет как следует освоена, приобретенное ребенком умение распознавать интонационные оттенки даст ему возможность справиться и с этой игрой. Суть ее в следующем: ведущий, не размыкая губ, "мычит" какое-то слово или короткую фразу, а игроки угадывают, что он хотел сказать. Естественно, чтобы не потонуть в безбрежном море слов, стоит заранее очертить рамки игры. К примеру, договориться, что слова будут называть предметы, имеющиеся в комнате или во дворе дачи. А можно заранее сообщить игрокам список слов (от 10 до 30, так чтобы детям было не слишком трудно, но и не чересчур легко). Что касается фраз, то лучше, чтобы они были эмоционально окрашенными и различными по темпоритмическому рисунку: "Хороший мальчик!", "Отстань!", "Пожалуйста, не сердись!" "Мама, он меня обижает!", "Ура!", "Бедненький мой", "Вот это да!" и проч. Научившись улавливать и воспроизводить чужие интонации, замкнутые, застенчивые дети перебросят еще один мостик от себя к окружающим.
2. "РАЗНЫЕ ГОЛОСА" (для детей 4-7 лет)
Лучше всего использовать этот прием при игре в кукольный театр. Инсценируя сказки, поручайте ребенку несколько ролей и учите его изменять голос, когда он говорит за разных персонажей. Очень хорошо подходят для этой цели сказки "Терем-Теремок", "Кошкин дом", "Колобок". Дети преддошкольного возраста могут, кроме того, изображать персонажей сказок мимикой и жестами, а также придумывать и разыгрывать на ширме диалоги между сказочными героями. Например:
- Мышка-Норушка рассказывает Лягушке-Квакушке, как однажды ее чуть не поймала Сова, а Лягушка-Квакушка ей сочувствует;
- звери, от которых убежал Колобок, негодуют и жалуются на него друг другу;
- персонажи "Кошкиного дома" возвращаются к себе и обсуждают прием, который им устроила Кошка;
- Котята мерзнут на улице и стараются подбодрить друг друга, рассказывая веселые истории.
3. "РАССКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ" (игра, предложенная В.Леви,подходит для детей 8-12 лет)
Это ролевая гимнастика, дающая ребенку возможность мысленно "примерить" на себя разные ситуации и проанализировать впечатление, которое он может произвести на окружающих, находясь в той или иной роли. Предложите ему рассказать какой-нибудь стишок (простенький, чтобы он не напрягался, вспоминая слова, и мог сосредоточить все внимание на нужной интонации).
Но рассказать стишок нужно не просто, а - шепотом,- с максимальной громкостью,- с пулеметной скоростью,- со скоростью литки,- как робот,- как иностранец.
При желании можете, естественно, включить в задание и свои варианты.
КОМПЛЕКСНЫЕ ИГРЫ, СНИМАЮЩИЕ СТРАХ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ
1. "ЦАРЕВНА-НЕСМЕЯНА" (для детей 6-10 лет)
Один игрок изображает царевну-Несмеяну, а остальные, как умеют, пытаются его рассмешить (можно пантомимой, а можно и словесно). Тот, кому это удастся, сам становится царевной.
2. "ЗООПАРК" (для детей 7-12 лет)
Надо стараться, чтобы в этой игре было как можно больше выдумки и юмора. Хорошо бы привлечь к ней еще кого-нибудь из взрослых. Взрослые будут посетителями в зоопарке, ведущий (ребенок) - экскурсоводом, а остальные дети должны изображать животных. Надо дать ребятам время на подготовку. Пусть придумают, кто кого будет изображать, и договорятся с "эксурсоводом", который постарается подготовить какие-то смешные пояснения. Взрослые должны подбадривать ребят шутками и одобрительными замечаниями, а когда игра будет окончена, отметить особенно удачные выступления.
3. "ФАНТЫ" (для детей 6-14 лет)
Эта игра, особенно популярная до революции, неизменно вызывает у детей восторг. Фанты можно придумывать всем вместе, а можно оставить это на усмотрение взрослых. Главное постараться, чтобы в заданиях было как можно больше юмора и чтобы они были детям по силам. Стеснительному ребенку при малейшем затруднении надо помогать, ни в коем случае не укоряя его за робость, а то веселая игра станет для него еще одним источником мучительных переживаний.
Кроме обычных просьб прочитать стихотворение, спеть песенку, покукарекать, похрюкать и рассказать анекдот, в записках, которые играющие выуживают из шапки, могут содержаться просьбы изобразить:
- обезьяну,
- льва,
- ежика или дикообраза (не только пантомимой, можно придумать себе шуточный костюм),
- павлина,
- ворону,
- дятла,
- Бабку-Ежку,
- пьяницу,
- хулигана,
- дряхлого старичка,
- маленького капризного ребенка,
- сварливую рыночную торговку,
- рассерженную маму,
- грозного папу,
- пирата,
- мага,
- лунатика,
- первобытного человека.
ЗАСТЕНЧИВОСТЬ ПЕРЕД ВЗРОСЛЫМИ
На психокоррекционных занятиях, которые мы ведем вместе с И.Я.Медведевой, по бывало много застенчивых детей. И на каждого ребенка родители заполняли специальную анкету. Сейчас передо мной лежит две стопки таких анкет: в первой, довольно объемистой - анкеты мальчиков и девочек, которые стесняются взрослых, но с детьми общаются хорошо, а во второй (она гораздо меньше) - "досье" на тех, кто предпочитает одиночество. Я помню всех этих ребят в лицо, помню их мам, взаимоотношения в семьях... И вырисовывается интересная, но уж очень невеселая картина: глядя на эти две стопки, я отчетливо понимаю, что дети из первой группы были бы вполне благополучными, если бы не давление взрослых. И их не пришлось бы потом водить по врачам и психологам. Во второй же группе главная загвоздка все-таки в самом ребенке, в его характере и особенностях психики. И хотя у родителей объективно больше оснований для недовольства, они, как правило, стараются проявлять терпимость.
Однако чрезмерной скованностью в общении со взрослыми страдают дети из обеих групп.
Конечно, описанные выше игры тоже помогают застенчивому ребенку преодолеть барьер в отношениях со взрослыми, но лучше заняться этим более целенаправленно. Увы, "в рамках отдельно взятой семьи" невозможно достичь эффекта, которого добиваются специалисты на психотерапевтических занятиях. И ничего тут не поделаешь. Вы же не можете собрать у себя дома незнакомых детей с родителями и создать такую обстановку, в которой все эти люди будут непринужденно общаться, говорить о сокровенном, играть и даже дурачиться.
Но с другой стороны, вам доступно другое. Вы как никто другой знаете привычки своего ребенка, вам известно множество подробностей, образующих духовную ткань его жизни. Да и, потом, вы будете действовать в более естественных условиях, так что вам будет легче, чем посторонним людям, выбрать благоприятный момент для занятий с ребенком (когда он не устал, не раздражен, хорошо себя чувствует и т.п.). Так что если влияние хороших групповых методов психотерапии можно сравнить с ударной дозой сильнодействующего лекарства (оно снимает остроту заболевания, но его нельзя принимать слишком долго), то эмоционально развивающие игры в семейной обстановке - это поддерживающая терапия или, если хотите, гомеопатия. Эффект будет, может быть, не столь быстрым, но зато более стойким.
К играм, которые описаны в данной части, особенно важно привлекать других взрослых. В конце концов, во дворе, на даче или в доме отдыха всегда найдутся люди, которые непрочь повозиться с детьми. Ну, а своих чересчур серьезных родственников (в основном, мужского пола), считающих игру пустой тратой времени и детскими глупостями, заставьте хотя бы иногда выступать в роли зрителей. Только благожелательных, а не суровых и вечно выискивающих недостатки. Хватит того, что они такие в повседневной жизни.
© Все права защищены
http://www.portal-slovo.ru