О языковой форме искусства.
М., "Университетскач книга", 2006
К 80-летию со дня рождения Юрия Владимировича Рождественского, заслуженного профессора МГУ им. М. В. Ломоносова
Литература
1.Шпет Г. Г. Эстетические фрагменты. // Г. Г. Шпет. Сочинения. – М.: Правда, 1989. – С. 448.
2. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. – М.: Добросвет, 2000; Рождественский Ю.В. Философия языка. Культуроведение и дидактика. – М.: Грантъ, 2003.
3. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. – М.: АСТ, 2000. – С. 570. (Далее: ИАЭ. РК.)
4. Фрагменты ранних греческих философов. Часть I. – М.: Наука, 1989. – С. 149.
5. Фрагменты … – С. 467.
6. Фрагменты … – С. 472.
7. Фрагменты … – С. 478.
8. Фрагменты … – С. 468-469.
9. Фрагменты … – С. 149.
10. Фрагменты … – С. 468.
11. Фрагменты … – С. 147.
12. Фрагменты … – С. 155.
13. Весьма примечательным является тот факт, что первый трактат о "каноне" (греч. "правило") скульптурного произведения принадлежит пифагорейскому автору Поликлету. Можно думать, что здесь сыграла свою роль идея не просто упорядочивающего, но и эстетического характера пифагорейского числа.
14. Фрагменты … – С. 472.
15. Фрагменты … – С. 472.
16. Цит.: Антология мировой философии. Т. 1. Философия древности и Средневековья. Ч. 1. – М.:Мысль, 1969. – С. 275.
17. Цит.: Антология … – С. 275-276.
18. Цит. Антология … – С. 276.
19. Фрагменты … – С. 198. А. Ф. Лосев предлагает более определенный перевод этого фрагмента в последней его части, который мы считаем целесообразным также привести: "И природа стремится к противоположностям; и из них, а не из подобных [вещей] образуется созвучие. Так, в самом деле, она сочетала мужской пол с женским, а не каждый [из них] с однородным; и [таким образом] первую общественную связь она образовала через соединение противоположностей, а не посредством подобного. Также и искусство, по-видимому, подражая природе, поступает таким же образом. А именно, живопись делает изображения, соответствующие оригиналам, смешивая белые, черные, желтые, красные краски. Музыка создает единую гармонию, смешав [в совместном пении] различных голосов звуки, высокие и низкие, протяжные и короткие. Грамматика из смеси гласных и согласных букв создала целое искусство [письмо]. Та же самая [мысль] была высказана и у Гераклита Темного: [неразрывные] сочетания образуют целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, созвучие и разногласие; из всего одно и из одного все [образуется]" [Лосев А. Ф. ИАЭ. РК. ... – С. 374].
20 Фрагменты … – С. 559.
21. Цит. Антология … – С. 278.
22. Цит. Антология … – С. 279.
23. Перевод цит.: Лосев А. Ф. ИАЭ. РК. … – С. 424.
24. Климент Александрийский. Строматы. Том II. Книги 4-5. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003. – С. 214.
25. Фрагменты … – С. 349.
26. Лосев А. Ф. ИАЭ. РК. … – С. 436-437.
27. Антология … – С. 345.
28. Антология … – С. 344.
29. Цицерон М. Т. Три трактата об ораторском искусстве. – М.: Наука, 1972. – С. 168.
30. Цицерон. Философские трактаты. – М.: Наука, 1985. – С. 222.
31. Платон. Собр. соч. в 4-х томах. Том 2. – М.: Мысль, 1993. – С. 154.
32. Все цитаты из "Софиста" приводятся в переводе С. А. Ананьина: Платон. Собр. соч. в 4-х томах. Том 2. – М.: Мысль, 1993.
33. Аристотель. Поэтика. // Соч. в 4-х томах. Т. 4. – М.: Мысль, 1984.
34. Аристотель. Риторика. // Античные риторики. – М.: Изд-во МГУ, 1978.
35. Ср. Гераклит: "Гомер заслуживает изгнания с состязаний и наказания розгами" (Антология … – С. 279.).
36. Фрагменты … – С. 171.
37. Фрагменты … – С. 175.
38. Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика. – М.: МГУ, 1979. – С. 133.
39. Платон. Соч. в 3-х томах. Том 3. Часть 1. – М.: Мысль, 1971. – С. 470-471.
40.Фрагменты … – С. 558.
41. Антология … – С. 276.
42. Винкельман И. И. История искусства древности. Малые сочинения. – СПб.: Алетейя, 2000. – С. 308.
43. Винкельман И. И. История … – С. 636.
44. Винкельман И. И. История … – С. 344.
45. Потебня А. А. Основы поэтики. // Хрестоматия по истории русского языкознания. Под ред. чл.-кор. АН СССР Ф. П. Филина. – М.: Высшая школа, 1973. – С. 237.
46. Потебня А. А. Психология поэтического и прозаического мышления. // Хрестоматия по истории русского языкознания. Под ред. чл.-кор. АН СССР Ф. П. Филина. – М.: Высшая школа, 1973. – С. 240.
47. Шеллинг Ф. В. Философия искусства. – М.: Мысль, 1999. – С. 404.
48. В дальнейшем подражание понимается как некоторый обобщенный подход к пониманию сущности искусства, обнимающий не только принцип мимесиса античной и классицистической эстетики, но также принцип субъективного начала (фантазии, воображения) романтической эстетики и принцип правдивого воспроизведения действительности реалистической эстетики, поскольку любой из этих принципов предполагает так или иначе обращенность к жизни или к себе, к окружающему миру или своему внутреннему миру как источнику возникновения художественного образа и возводится, по сути, к тому виду подражания аристотелевской традиции, предметом которого являются "характеры, страсти и действия".
49. Гумбольдт В. фон. Характер языка и характер народа. // Язык и философия культуры. – М.: Прогресс, 1985. – С. 379.
50. Амирова Т.А., Ольховиков Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания. – М.: Академия, 2003. – С. 292.
51. Рижский И.С. Введение в круг словесности. // Хрестоматия по истории русского языкознания. – М.: Высшая школа, 1973. – С. 37.
52. Гумбольдт, Вильгельм фон. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества. // В. фон Гумбольдт. Избранные труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1984. – С. 72.
53. Гумбольдт, Вильгельм фон. Об изучении языков, или план систематической энциклопедии всех языков. // В. фон Гумбольдт. Язык и философия культуры. – М.: Прогресс 1985. – С. 349.
54. Гумбольдт, Вильгельм фон. О различии … – С. 68.
55. Гумбольдт, Вильгельм фон. Характер … – С. 373.
56. Перевод цит.: Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях, ч.1. – М.: МГУ, 1964. – С. 99.
57. Гумбольдт, Вильгельм фон. О различии … – С. 67.
58. Weisgerber L. Vom Weltbild der deutschen Sprache. 1. Halbband. Die inhaltbezogene Grammatik. – Düsseldorf: Pädagogischer Verlag Schwann, 1953. – S. 12-13.
59.Рижский И.С. Введение … – С. 37.
60. Гумбольдт, Вильгельм фон. Об изучении … – С. 349.
61. Шеллинг Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма. // Шеллинг Ф. В. Й. Соч. в двух томах. Том 1. – М.: Мысль, 1987. – С. 484.
62. Кавелин К. Д. О задачах искусства. // Кавелин К. Д.. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. – М.: Правда, 1989. – С. 379.
63. Кассирер, Эрнст. Избранное: Индивид и космос. – Москва – Санкт-Петербург: Университетская книга, 2000. – С. 394.
64. Кассирер, Эрнст. Избранное … – С. 394.
65. Гадамер, Ханс Георг. Истина и метод. Основы философской герменевтики. – М.: Прогресс, 1988.
66. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. – М.: Наука, 1977. – С. 242.
67. Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1983.
68. Радищев А.Н. О человеке, о его смертности и бессмертии. // Хрестоматия по истории русского языкознания. – М.: Высшая школа, 1973. – С. 35.
69. Лосев А. Ф. Философия имени. // Лосев А. Ф.. Из ранних произведений. – М.: Правда, 1990. – С. 25.
70. Вайсгербер Й. Л. Родной язык и формирование духа. – М.: УРСС, 2004; Weisgerber L. Die sprachliche Gestaltung der Welt. – Düsseldorf: Pädagogischer Verlag Schwann, 1962; Weisgerber L. Vom Weltbild der deutschen Sprache. 1. Halbband. Die inhaltbezogene Grammatik. – Düsseldorf: Pädagogischer Verlag Schwann, 1953; Weisgerber L. Vom Weltbild der deutschen Sprache. 2. Halbband. Die sprachliche Erschliessung der Welt. – Düsseldorf: Pädagogischer Verlag Schwann, 1954.
71. Гумбольдт В. фон. Лаций и Эллада. // Избранные труды по языкознанию. – М.: Прогресс, 1984. – С. 304.
72. Гумбольдт В. фон. О различии … – С. 171.
73. На это обстоятельство указывал В. А. Звегинцев уже несколько десятилетий назад [Звегинцев. История…].
74. Кассирер, Эрнст. Избранное … – С. 394.
75. Кассирер, Эрнст. Избранное … – С. 395.
76. Helm, R. Von Skelett- und Todesdarstellungen bis zum Auftreten der Totentänze. 1928.
77. Дмитриева Н. А. Краткая история искусств. Выпуск I. От древнейших времен по XVI в. – М.: Искусство, 1969. – С. 32.
78. Grapow, H. Über die anatomischen Kenntnisse der altägyptischen Ärzte. 1935.
79. Гёте И. В. Введение в "Пропилеи". // И. В. Гёте. Собр. соч. Т. 10. – М.: Художественная литература, 1980. – С. 36.
80. Василевич А.П. К методике исследований гипотезы Сепира-Уорфа // Национально-культурная специфика речевого общения народов СССР. – М., 1982. – С. 19.
81. Грифцов Б. Искусство Греции. – Москва-Петроград: Государственное издательство, 1923. – С. 76-78.
82. Грифцов Б. Искусство … – С. 79.
83. Гёте И. В. Введение … – С. 36.
84. Перевод цит. по: Лосев А. Ф. ИАЭ. РК. … – С. 329.
85.Цицерон М. Т. Три трактата … – С. 319.
86. Винкельман имеет в виду диалог Цицерона "О пределах добра и зла" (IV, 4).
87. Винкельман И. И. История … – С. 244.
88. Krahmer, G. Figur und Raum in der ägyptischen und griechisch-archaischen Kunst. 28. Hallisches Winckelmannsprogramm. 1931.
89. Snell, Br. Zur naturwissenschaftlichen Begriffsbildung im Griechischen. Philos. Anzeiger 3, 1929.
90. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Книга II. – М.: Искусство, 1994. – С. 511. (Далее: ИАЭ. Итоги…)
91. Лосев А.Ф. АЭ. Итоги … – С. 512.
92. Винкельман И. И. История … – С. 317.
93. Berenson B. Sehen und Wissen. // Die neue Rundschau, 1959. – S. 55-77.
94. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. – М.: Изд-во В. Шевчук, 2002. – С. 20.
95. Гете И. В. Винкельман и его время. // И. В. Гёте. Собр. соч. Т. 10. – М.: Художественная литература, 1980.
96. См. Trier J. Die Idee der Klugheit in ihrer sprachlichen Entfaltung. / Zeitschrift für Deutschkunde, 1932; Weisweiler J. Beiträge zur Bedeutungsentwicklung germanischer Wörter für sittliche Begriffe. / Indogermanische Forschung, 4, 1954.
97. См. Karg F. Das literarische Erwachen des deutschen Ostens im Mittelalter. 1932; Maurer F. Leid. Studien zur Bedeutungs- und Problemgeschichte. 1951; Maurer F. Tugend und Ehre. / Wirkendes Wort II, 1951. – S. 72-81.
98. Karg F. Das literarische Erwachen des deutschen Ostens im Mittelalter. 1932.
99. Гердер И. Г. Идеи … – С. 361.
100. Винкельман И. И. История … – С. 362.
101. Климент Александрийский. Строматы… – С. 210.
102. Гердер И. Г. Идеи … – С. 360.
103. Гердер И. Г. Идеи … – С. 360.
104. Работы художников Протогена и Апеллеса. – Л. Л.
105. Цицерон Марк Туллий. Три трактата … – С. 332.
106. Гердер И. Г. Идеи… – С. 360.
107. Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. – СПб., М., 1887.
108. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. – С. 115.
109. Макробий А. Ф. Сатурналии. Кн. V, гл. 2. – Цит.: Лессинг Г. Э. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. – С. 321.
110. Гнедич П. П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура. – М.: Эксмо, 2006. – С. 92.
111. Лессинг Г. Э. Лаокоон … – С. 119.
112. Винкельман И. И. История … – С. 315.
113. Шеллинг Ф. В. Философия … – С. 310-311.
114. Шеллинг Ф. В. Философия … – С. 309.
115. Цит.: Лебедев А. П. Вселенские соборы VI, VII и VIII веков. – СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2004. – С. 224.
116. Цит.: Будур Н. Библия в русской живописи. – М.: Олма-Пресс, 2003. – С.11.
117. Гёте И. В. О Лаокооне. // И. В. Гёте. Собр. соч. Т. 10. – М.: Художественная литература, 1980. – С. 51.
118. Хёйзинга, Й. Осень Средневековья. – М.: Наука, 1988. – С. 288.
119. Лукиан из Самосаты. Избранная проза. – М.:Правда, 1991. – С. 591.
120. Лосев А. Ф. Эллинистически-римская … – С. 212.
121. Из собрания идей и высказываний Лессинга, составленного Фридрихом Шлегелем. Т.1, с. 292. – Цит.: Шеллинг Ф.В.Й. Соч., том 2. –М.: Мысль, 1989. – С. 57-58.
122. Herder J. G. Kritische Wälder, oder: Betrachtungen, die Wissenschaft und Kunst des Schönen betreffend. 1769, §§ 16-17.
123. Аристотель. Никомахова этика, 1094а5. // Аристотель. Соч., т. 4. – М.: Мысль, 1984. – С. 54.
124. Шпет Г. Г. Эстетические … – С. 379.
Страница
10 - 10 из 10
Начало
|
Пред.
|
6
7
8
9
10
|
След. | Конец
| Все
© Все права защищены
http://www.portal-slovo.ru